Серьёзнейшей проблемой на Кругобайкалке являлись и являются до сих пор частые обвалы и селевые потоки. Ещё во время проведения изысканий инженеры отмечали сильную выветрелость горных пород и наблюдавшиеся многочисленные осыпи. Массовая подрезка косогоров и крутых склонов, спускавшихся к озеру, во время строительства дороги спровоцировала катастрофическую активизацию геодинамических процессов. Серьёзные обвалы случались во время строительства дороги, в частности, у тоннеля № 5 в апреле 1904 года произошёл обвал объёмом около 3000 м³, за месяц до окончания строительства в тоннеле № 9 произошёл обвал объёмом около 1000 м³, повредивший кладку тоннеля.
Результаты дальнейших исследований горных пород, лежащих вдоль дороги, показали, что они оказались не столь устойчивыми, как предполагалось при первоначальных изысканиях. Мало того, выполнение работ, связанных со строительством железной дороги (в особенности — с применением взрывчатых веществ), привело к образованию многочисленных трещин в толще скал. Были сделаны выводы о необходимости расширения строительства подпорных стенок, срезки косогоров и других мер. В ряде мест пришлось обходить опасные участки новыми тоннелями.
Тем не менее, несмотря на высокую активность по предотвращению опасных природных явлений, обвалы являлись крайне частым и опасным явлением на Кругобайкалке, зачастую приводя к крушениям и многодневным перерывам в работе дороги. Так, например, в начале апреля 1913 года у тоннеля № 16 с Иркутской стороны произошёл обвал в 4000 м³ породы, в результате движение поездов было прервано на десять суток. В апреле 1929 года в результате землетрясения на 143 км дороги произошёл сдвиг скального массива, который затем обрушился с высоты 200 м. Обвалившаяся порода разбила подпорную стенку и повредила оба пути (отдельные глыбы достигали размера 30 м³, их убирали взрывом). Задержка движения в результате обвала достигла 12 часов. В 1937 году глыба диаметром около четырёх метров упала на вагон проходившего по КБЖД поезда, пробила крышу и пол и вызвала крушение состава. В 1936 году с целью обеспечения безопасности движения была образована Маритуйская дистанция пути, работники которой обслуживали один из сложнейших в стране участков железной дороги. В 1939 году на Восточно-Сибирской железной дороге образована Путевая машинная станция, занимавшаяся противообвальными работами (в её состав даже входили скалолазы). Срезка опасных склонов и уборка одиночных глыб продолжалась на протяжении многих лет, но интенсивное разрушение склонов продолжалось и продолжается по сей день: в мае 1941 года на 87 км дороги глыба в 8 м³, сорвавшись с высоты 30 метров, опрокинула идущий поезд вместе с паровозом в озеро, и он оказался в Байкале вверх колёсами. Этой каменной глыбой, ставшей своеобразной достопримечательностью, до сих пор придавлены некоторые детали вагона. 27 сентября 1948 года на 104 км дороги произошло обрушение скального массива (100 м в длину и 35 метров в высоту) общим объёмом около 20 тысяч м³, в результате чего движение отсутствовало четверо суток. В 1982 году произошёл обвал объёмом в 900 м³, движение остановилось на неделю. В 1991 году обвалом объёмом около 700 м³ завален вход в тоннель на 140 км КБЖД.
Среди других природных явлений, оказывавших негативное влияние на безопасность движения на КБЖД, следует отметить селевые потоки и паводки. Наибольшую активность в этом отношении проявляла река Слюдянка, впадающая в Байкал вблизи одноимённой станции. Катастрофические последствия носил селевой поток на этой реке, случившийся 29 июня 1934 года, смывший несколько жилых домов и занёсший станцию толстым слоем ила и песка. В 1960 году селевой поток на Слюдянке вновь замыл железнодорожные пути, разрушил ряд дамб. Мощные ливни в 1971 году вызвали сильнейшие селевые паводки, что привело к разрушению ряда мостов и порталов тоннелей, а также строения пути на КБЖД (перерыв в движении составил почти неделю). Также опасным следует признать необычное природное явление, регистрируемое на юге Байкала: нанос льда иногда вызывает многометровое нагромождение ледяных глыб на берегу, что приводило к заваливанию льдом путей железной дороги.
Только за 16 лет с 1932 по 1947 годы произошёл 721 обвал, из них 502 без последствий для железной дороги, 201 с закрытием перегона и нарушением верхнего строения пути, 18 из них повлекли крушение поезда и разрушение земляного полотна. По данным инженерной службы Восточно-Сибирской железной дороги, всего с 1930 по 1984 годы отмечены около 1200 обвалов и селевых явлений, помимо этого, зафиксировано около 500 случаев падения отдельных камней, вызвавших повреждение пути и подвижного состава.
Строительство многочисленных инженерных сооружений сильно изменило ландшафт огромной части Байкальского региона. Во время сооружения только первого пути и только на западном участке КБЖД построено 522 искусственных сооружений (тоннели, отдельно стоящие галереи, мосты, подпорные стенки). Теперь 94 км делим на 522 и получаем, что в среднем практически через каждые 180 метров стояло искусственное сооружение. Если речь вести вообще об инженерных сооружениях, то к выше названной цифре следует еще прибавить линейные сооружения [4]. Незначительные островки почти нетронутых мест можно найти лишь на некоторых мысах, прорезанных тоннелями. Правда, и эти участки, хотя и не испытавшие масштабного антропогенного воздействия, все равно некоторым образом претерпели изменение в результате изыскательской и строительной деятельности (вырубка леса, пробивка тропы и шурфов, бурение скважин, разведка и добыча камня) [4]. Вот как эти изменения описывает А.В. Хобта: «искусственная скальная полка для рельсового пути “вырезана” в крупном рельефообразующем элементе западного участка - неотектоническом разломе, более известным под названием Обручевского сброса. Местами отвесные каменные стены практически лишены растительности и образуют скально-обрывистые ландшафты. Лишь отдельные виды трав, одиночные деревья и кустарники приспособились к жизни на карнизах. Нередко подножия скал образованы осыпями, показывающими продолжающиеся активные динамические процессы, которые, в свою очередь, постоянно меняют окрестности».
В настоящее время некоторых ученых озадачило влияние массовых туристических маршрутов на экологическую среду этого региона: содержание и эксплуатация инженерных сооружений, отработанные нефтепродукты от тепловозов, оксиды углерода, серы, сажа, источником которых являются туристические паровозы, да и сами туристы определенно вносят некоторый диссонанс в экосистему региона.
Антропогенное воздействие на Байкальские ландшафты длится уже более 100 лет. За это время девственная природа подверглась значительным изменениям, которые привели к усилению таких гравитационных процессов как обвалы и сели, которые не прекращались с 1913 года. Такие глобальные изменения в ландшафте – искусственное изменение рельефа местности никогда не компенсируется естественным возобновлением, тем более, в условиях постоянной эксплуатации и текущего содержания всех инженерных сооружений, расположенных на территории. Поэтому, следует приложить все усилия для того, чтобы решить проблему гармонизации стратегии ОАО «РЖД» в отношении КБЖД – уникального инженерного сооружения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В.И. Биосфера. М.: Мысль, 1967. 376 с.
2. Ферсман А. Е. Геохимия. ОНТИ. Л., 1934. 354 с.
3. Шварц С.С. Проблемы экологии человека//Вопросы философии. 1974. № 9.С. 7-21.
4. Хобта А.В. Журнал "Земля иркутская", № 2, 2002 г.
5. Лопухина Т. «Понятия, характеризующие рекреацию» http://www.archipelag.ru/authors/lopuhina/?library=1156
6. Тикунов В.С., Красовская Т.М., Сатаев Р.Р. «Методика создания карт оценки рекреационного потенциала с использованием ГИС-технологий» http://www.dataplus.ru/Industries/13Ecolog/mapmetod.htm
7. Коновалова Н.В., Капралов Е.Г. Введение в ГИС. Учебное пособие. Изд-е 2-е исправленное и дополненное. М.: 1997, - 160 с.
ОХРАНА ТРУДА
Охрана труда и регулирование правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве.
Автор: Гойдин С.А.
За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда (или непосредственно связанных с охраной труда) в стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций. В том числе определены содержание прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, а также круг обязанностей работодателей.
Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах. Так, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Тем не менее, состояние охраны труда во многих производственных организациях продолжает оставаться неблагополучным. По выборочным данным Госкомстата России в 2010 г. численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составила 27,7% от числа обследованных.
Как свидетельствуют многочисленные наблюдения, нарушение требований охраны труда происходит в основном по вине представителей администрации. Многие из них имеют весьма слабое представление о своих обязанностях в области охраны труда работников, несмотря на то, что за нарушение указанных обязанностей на них возлагается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.
Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы данной статьи, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны труда, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.
Степень научной разработанности проблемы. Понятие охраны труда широко используется в юридической науке и правоприменительной практике.
Отдельные стороны проблемы охраны труда неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты охраны труда и проблем, связанных с несчастными случаями на производстве в последнее разрабатывали такие ученые, как Коршунов Е.Н., Кухаренко А.Ю., Куренной А.М., Соловьев А., Фролов О., Смык О., и другие.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной статьи выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве, проведенный по следующим направления:
- всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда;
- рассмотрение проблем применения права в области обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве в Российской Федерации.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- выявить тенденции развития норм об охране труда;
- определить содержание и признаки охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как правового института;
- проанализировать законодательство Российской Федерации в сфере охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве, судебную и административную практику;
- определить роль судебных органов в решении вопросов, связанных с обозначенной темой.
Объект и предмет исследования определяются тематикой статьи, ее целью и задачами.
Объектом научного анализа настоящей статьи являются охрана труда и регулирование правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как теоретические категории и как правовое явление социальной действительности.
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты охраны труда и регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве в рамках цели и задач исследования.
Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы охраны труда, законы субъектов РФ, положения международных договоров. Судебная практика представлена решениями федеральных судов.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа охраны труда и регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве.
Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, были определены ст. 37 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», (в дальнейшем – Основы).
При подготовке Трудового кодекса Российской Федерации (в дальнейшем – ТК РФ) в его раздел X «Охрана труда» практически без изменений были включены статьи 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 Основ, которые и образовали значительную часть правовых норм ТК РФ в области охраны труда, изложенные соответственно в его статьях 209, 211, 210, 219, 220, 216, 217, 218, 212, 214, 215, 221, 225, 226.
Нормы и правила по охране труда содержатся не только в разделе Х «Охрана труда» ТК РФ, но также в его главе 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» и т.д.
Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и т.п.
При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами – ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.
Для целей законодательства об охране труда используются (ст. 209 ТК РФ) следующие основные понятия:
– охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
– условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
– вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
– опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
– безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
Согласно ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти. Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
Полномочия исполнительных органов государственной власти по управлению охраной труда регламентируются статьями 5 и 6 Основ, а органов местного самоуправления – их статьей 7.
К полномочиям федеральных органов государственной власти законом отнесено правовое обеспечение и организация на этой основе проведения единой государственной политики в области охраны труда.
Это достигается, во-первых, путем разработки и доведения до соответствующих исполнительных органов законов и нормативных правовых актов, применение которых обеспечивает соблюдение требований государственной политики в области охраны труда нижестоящими органами государственной и муниципальной власти, специализированными на охране труда организациями и учреждениями, непосредственно предприятиями и организациями.
Во-вторых, проведение единой государственной политики в области охраны труда достигается за счет обеспечения взаимодействия вышеуказанных органов между собой, а также с профсоюзами, иными представительными органами работников.
В-третьих, проведение единой государственной политики в области охраны труда обеспечивается финансовыми ресурсами за счет средств федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов РФ управляют охраной труда в границах своих территорий. Исходя из своих потребностей, они принимают законодательные и иные нормативные правовые акты в области охраны труда, которые дополняют соответствующие федеральные акты. Таким образом, на этих территориях применяются, действуя параллельно или дополняя друг друга, как федеральные, так и местные нормативные правовые акты. Органы государственной власти субъектов РФ также осуществляют расходы на охрану труда за счет средств своих бюджетов.
Определяя полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны труда, необходимо также руководствоваться положениями упомянутой выше ст. 6 ТК РФ.
Государственное управление охраной труда на территории Иркутской области осуществляется:
а) федеральными органами исполнительной власти в области охраны труда;
б) Советом администрации края непосредственно или по его поручению органом исполнительной власти края, ведающим вопросами охраны труда.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Красноярского края и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
С целью организации согласованных действий по реализации государственной политики в области охраны труда на территории края создается краевой межведомственный координационный совет по охране труда (далее – совет).
Замечу, в связи с изложенным, что цель работы службы охраны труда определяется интересами работников. Поэтому профком заинтересован в ее успешной деятельности, чему он может реально содействовать. Исходя из этого, в Положении о службе целесообразно записать, что она осуществляет свою деятельность, в том числе, во взаимодействии с выборным профсоюзным органом организации. Формы такого взаимодействия определяют служба и профком в ходе совместной работы, исходя из ее конкретных направлений. Желательно также, чтобы профком принимал участие в планировании работы службы.
В Рекомендациях приводятся: основные задачи службы, ее функции, права работников службы и т.д.
Вместе с тем, в преамбуле Рекомендаций определено, что на их основе в организациях разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм.
В Гражданском кодексе РФ не дается определение понятия «организационно-правовая форма», но приводится перечень юридических лиц, обладающих различными организационно-правовыми формами: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.д.
Маловероятно, чтобы та или иная организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта как-то влияла на положение о службе охраны труда. Трудовое законодательство в равной мере распространяется на работодателей и работников, независимо от того, какой организационно-правовой формой обладает работодатель. Если же последняя как-то влияет на содержание Положения о службе охраны труда, то это следовало прокомментировать в тексте Рекомендаций.
Неточность, вкравшуюся в текст, драматизировать не следует. Важно другое: каждая организация, осуществляющая производственную деятельность, в которой создана (создается) служба охраны труда, должна разработать и утвердить соответствующее Положение.
РS: ждите следующих публикаций
Сайт управляется системой
uCoz