ПРОЕКТЫ И ПУБЛИКАЦИИ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ



ИННОВАЦИИ
Гражданско-правовые отношения участников инновационной заявочной компании

Автор: Захаров С.В.

Современная экономическая ситуация в Стране требует от создателей инновационной продукции конкретных действий по продвижению разрабатываемой продукции на рынок. На начальных этапах создания наукоемкой продукции или технологий организаторам, для проведения НИОКР требуются инвестиции, так называемое «посевное финансирование», которое, разумеется, происходит на конкурсной основе. Инвесторами в этом случае могут являться как администрации муниципалитетов, областей, так и государственные и частные Фонды. Огромную поддержку могут оказать инноваторам «Федеральные целевые программы». Процесс написания и подачи заявки на конкурс может требовать обширных знаний во многих областях, которые не под силу в короткое время освоить ученому-разработчику наукоемкой продукции: требуется умение грамотно составлять календарные планы работ, сметы, описать продукт проекта, чтобы он выглядел привлекательным для инвестора и множество других навыков. Таким образом, вполне логично и предсказуемо появление некоего института менеджеров (франдрайзеров), которые бы за определенный процент от требуемого финансирования могли грамотно составить и подать заявку на конкурс, а в некоторых случаях сопровождать и дальнейшие работы по проекту. Правомерно встает и вопрос о вознаграждении таких консультантов. Возможны различные варианты работы консультантов с разработчиками наукоемкой продукции. Если заявка на конкурс (грант) подается от инноватора как от физического лица, в этом случае консультант может заключить агентский договор с разработчиком также как физическое лицо, при этом разработчик может фигурировать в договоре как «Принципал», а лицо, осуществляющее написание и подготовку заявки как «Консультант». Консультант может выступать и от имени юридического лица (в этом случае агентский договор должен заключаться между разработчиком и организацией, в которой работает Консультант). Здесь следует упомянуть такие структуры как «Центры коммерциализации технологий», которые могут предоставить таких специалистов. Возможен и вариант, когда заказчик (разработчик) выступает от имени юридического лица (например, от малого инновационного предприятия, созданного в рамках 217 ФЗ). В «Предмете соглашения», во всех этих случаях, Принципал поручает, а Консультант принимает на себя обязанности по выполнению функций консультационной, методической и организационной помощи в подготовке заявки Принципала на участие в конкурсе (тендере). Консультант как представитель принципала совершает от имени и за счет последнего фактические и юридические действия с целью продвижения заявки для победы в конкурсе (тендере) принципала, а также выполняет в интересах принципала иную согласованную деятельность. Консультант выполняет следующие функции: - подготавливает предложения для Принципала по стоимости тендера (лота), которую следует предложить организатору конкурса; - осуществляет подготовку проекта заявки и согласовывает его с Принципалом; - осуществляет непосредственную отправку заявки на участие в конкурсе (тендере) способом, указанным организатором Конкурса; - представляет коммерческие интересы Принципала, связанные с продвижением заявки в рейтинге участников Конкурса; - проводит переговоры с организатором конкурса от имени Принципала; - от имени Принципала получает консультационную поддержку от Организатора конкурса и иные юридические действия; - способствует продвижению конкурсной заявки Принципала Принципал имеет право: - отклонять заказы третьих лиц, полученные при содействии Консультанта; - осуществлять контроль над деятельностью Консультанта в части выполнения его Консультантских функций и полномочий; - осуществлять самостоятельную регистрацию и обработку информации, предоставляемой консультантом о Конкурсе. Вознаграждение Консультанту выплачивается от суммы заключаемых договоров по выигранной заявочной кампании. Размер выплаты вознаграждения Консультанту, на наш взгляд, должен определяться следующим образом: если объем денежных средств, запрашиваемых согласно заявке менее 1 млн. руб, вознаграждение Консультанта составит 10% от выигранной суммы; если объем денежных средств, запрашиваемых согласно заявке от 1 млн. руб. до 5 млн. руб, вознаграждение Консультанта составит 7% от выигранной суммы; если объем денежных средств, запрашиваемых согласно заявке более 5 млн. руб., вознаграждение Консультанта составит 5% от выигранной суммы. Вознограждение также должно быть поставлено в зависимость от объема выполняемых Консультантом работ. Консультант приобретает право на вознаграждение после получения Принципалом финансовых средств от организаторов Конкурса. На наш взгляд, такая схема взаимодействия между разработчиками научно-технической продукции и консультантами является эффективной, т.к. будет способствовать получению необходимого «посевного» финансирования, скорейшему развитию малых инновационных предприятий и выпуску продукции на рынок.


ХИМИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, АВТОДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ
Новая технология получения полимерно-битумной эмульсии для дорожно-строительных работ, обеспечивающей прочность и долговечность дорожных покрытий и их повышенную устойчивость к влиянию климатических факторов

Автор: Милицин Д.А.

Увеличение сроков службы нежестких дорожных одежд в условиях Сибири и Дальнего Востока. Возможнрсть уменьшения энергозатрат, уменьшение вредного воздействя ароматических углеводородов на окружающую среду, приминение органоминеральных смесей в качестве покрытия на дорогах III и IV технических категорий в первой дорожно-климатической зоне. Научная новизна предлагаемых в проекте решений заключается в разработке полимерно-битумной эмульсии оптимального состава (ранее не использовалась) с учетом условий эксплуатации дорожных покрытий в первой дорожно-климатической зоне, выполненных на ее основе. Разработка технологии получения полимерно-битумной эмульсии на основе полимерно-битумных вяжущих. В связи стем, что в составе эмульсии применяется полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) возможность получения битумной эмульсии может быть затрудненена из-за эфекта Ребиндера в полимерах. Кроме того, необходимо определить физикомеханические показатели, как самой эмульсии, так и свойств материалов получаемых на ее основе на предмет соответствия требованиям ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 30491-97. Эффект Ребиндера - универсальное явление, оно наблюдается при разрушении любых твердых тел, в том числе и полимеров. Тем не менее природа объекта вносит свои особенности в процесс разрушения, и полимеры в этом смысле не исключение. Полимерные пленки состоят из крупных целых молекул, удерживаемых вместе силами Ван-дер-Ваальса или водородными связями, которые заметно слабее, чем ковалентные связи внутри самих молекул. Поэтому молекула, даже будучи членом коллектива, сохраняет некие обособленность и индивидуальные качества. Главная особенность полимеров - цепное строение их макромолекул, которое обеспечивает их гибкость. Гибкость молекул, т.е. их способность изменять свою форму (за счет деформации валентных углов и поворотов звеньев) под действием внешнего механического напряжения и ряда других факторов, лежит в основе всех характеристических свойств полимеров. В первую очередь - способности макромолекул к взаимной ориентации. В полимерах эффект Ребиндера проявляется весьма своеобразно. В адсорбционно-активной жидкости возникновение и развитие новой поверхности наблюдается не только при разрушении, а значительно раньше - еще в процессе деформации полимера, которая сопровождается ориентацией макромолекул. По существу, с помощью эффекта Ребиндера возможно (растяжением полимерной пленки в жидкости) придать полимеру совершенно уникальную структуру с очень высоким уровнем межфазной поверхности. Легко подсчитать: фибриллярно-пористый материал с нанометровыми размерами структурных элементов имеет удельную поверхность, достигающую нескольких сотен квадратных метров на грамм исходного вещества. И все-таки, невыгодный в энергетическом отношении прирост межфазной поверхности полимера не может продолжаться слишком долго. Когда фибриллы, соединяющие противоположные стенки крейзов, становятся достаточно длинными, начинается процесс их слияния (при этом площадь поверхности уменьшается). Другими словами, полимер претерпевает своеобразный структурный переход от рыхлой структуры к более компактной, состоящей из плотно упакованных агрегатов фибрилл, которые ориентированы в направлении оси растяжения. Таким образом при получении битумной эмульсии из ПБВ вяжущего возможен, если не мгновеннй , то довольно быстрый распад битумной эмульсии в виде рыхлоструктурных образований из - за стремления полимера вернуться в исходное состояние. В развитых странах основным видом дорожных покрытий является асфальтобетон, так как именно этим материалом покрыто примерно 90-95% дорог. Но, несмотря на многооб-разие технологических и эксплуатационных преимуществ таких дорожных одежд они имеют ряд существенных недостатков (трещины, микротрещины, шелушение, выкрашивание и др.) При ремонте таких покрытий применяются следующие технологии: устройство дополнительного слоя асфальтобетонного покрытия (усиление) устройство поверхностного защитного слоя. Наиболее эффективным методом улучшения эксплуатационных показателей является метод устройства защитных слоев, так как при этом не требуется больших затрат энергоресурсов, применение дорогостоящей техники и большого количества дорожностроительных материалов. Также необходимо отметить, что при устройстве тонких слоев из обычных горячих асфальтобетонов происходит их быстрое остывание вследствие чего, снижается уплотняемость и сцепление с основанием. Для выполнения таких видов ремонта в мировой практике применяются тонкослойные поверхностные обработки с применением эмульсионно-минеральных смесей на основе катионных битумных эмульсий. Известно, что дорожные материалы, приготовленные с применением битумных эмульсий, более неприхотливы к погодным условиям и обладают хорошей удобоукладываемостью. В мировой практике при устройстве тонкослойных поверхностных обработок наиболее широкое применение получили органоминеральные смеси типа: Сларри Сил (Slurry Scal), ms (microsurfacing), Литые Эмульсионно-Минеральные Смеси (ЛЭМС) с применением катионных битумных эмульсий.Отличительной особенностью от классической поверхностной обработки является как применение используемых материалов, так и технология производства работ. Как известно, при классической поверхностной обработке в качестве вяжущего применяется битум марок БНД, при этом регламентируемая ГОСТом температура хрупкости выпускаемых битумов много выше средней температуры «наиболее холодных суток района эксплуатации» (более 96% территории России). Для понижения температуры хрупкости, как в России, так и за рубежом в битум вводят различные полимеры, получая полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) или модифицированные битумы. Что существенно позволяет снизить образование морозобойных трещин (вследствие понижения температуры хрупкости), а следовательно продлить срок службы асфальтобетона. Как правило в России такие вяжущие применяются в стандартных горячих асфальтобетонных смесях, кроме того все более широкое применение находят и альтернативные виды органических вяжущих – смолы, гудроны, тяжелые нефти. Дорожные покрытия, выполненные на основе органоминеральных материалов, имеют ряд технологических и эксплуатационных преимуществ. Это – технологичность, возможность использования местных материалов, короткие сроки проведения работ, обеспечение повышенного коэффициента сцепления, а так же ровность покрытия. Необходимость использования битумных эмульсий для устройства поверхностных обработок отмечают такие ученые как: Л.А. Горелышева, М.И. Кучма, И.А. Плотниковоа, Э.М. Рвачёва, Э.А. Казарновская, М.Ф. Никишина, В.А. Харченко, И.Н. Петухова и др. Авторы отмечают, что эмульсии обеспечивают:равномерное распределение вяжущего более тонкими пленками по поверхности слоя, что снижает вероятность «выпотевания», потерю шероховатости и способствует лучшему обволакиванию зерен минерального материала вяжущим; хорошую текучесть вяжущего; упрощение технологии производства работ из-за возможности применения материалов в холодном состоянии; весьма существенное снижение расхода битума; безопасность применения битумных эмульсий по сравнению с вязкими битумами; приготовление эмульсионно-минеральных смесей непосредственно на месте строительства; резкое снижение транспортных расходов на перевозку материалов; полную реализацию свойств ПАВ, т.к. отсутствует их разрушение при нагреве в момент введения в смесь и при поддержании высоких температур во время производства. Однако применяя стандартные битумы для производства битумных эмульсий, как правило происходит ухудшение таких важных показателей как температура размягчения и температура хрупкости, которые и так не отвечают требованиям эксплуатации. В связи с чем необходимо провести лабораторные исследования на предмет возможночти получения битумных эмульсий на основе ПБВ так как, применение ПБВ особенно в регионах Восточной Сибири, Забайкальского края связанно с дополнительными трудностями. Из - за повышенной температуры размягчения вяжущего, а также из – за того, что при укладке смесей на основе ПБВ, требуемая технологическая температура выше классической на десять пятнадцать градусов. В связи с чем при выпуске смесей на асфальтобетонных заводах необходимо повышать температурные режимы, в то же время перегрев вяжущего свыше 180°С ведет к полной его деструкции. Соответственно все это увеличивает стоимость конечной продукции и делает ее менее привлекательной.


ГЛОНАСС, СПУТНИКОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ УСТРОЙСТВА
Разработка и коммерциализация устройства для спутникового мониторинга местоположения туристических групп и отдельных туристов в труднодоступных местах на территории Прибайкалья, с целью обеспечения их безопасности, обладающего лучшими технико-экономическими характеристиками, чем аналоги.

Автор: Захарова Е.С., Захаров С.В.

Южное Прибайкалье является одним из самых привлекательных мест отдыха на территории РФ для туристов. Вместе с тем, во время летнего туристического сезона ежегодно теряются десятки туристов, многие из них являются иностранными гражданами. Места, привлекательные для туристов, не редко несут в себе угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций. Возможность возникновения обвалов, селей, оползней, травмирование в тоннелях Кругобайкальской железной дороги, транспортные происшествия – все это увеличивает риск остаться без необходимой помощи на срок не совместимый с жизнью человека. Статистика подобных происшествий крайне отрицательно влияет на экономическое развитие региона, которое во многом зависит от туристов (в т.ч. иностранных). С помощью существующих и коммерциализованных на данный момент GPS-навигаторов не решить существующих проблем, т.к. они не обладают противоударными, влагостойкими и др. необходимыми характеристиками, кроме того данные устройства, даже при полном сохранении своих функций не дадут возможности своевременно отыскать человека, попавшего в чрезвычайную ситуацию, ввиду того, что не обладают функцией обратной связи с действующими системами обеспечения безопасности туристических маршрутов, поддерживаемыми специализированными базами и постами МЧС. Таким образом, в большинстве случаев, о человеке, оснащенным GPS-навигатором и попавшем в чрезвычайную ситуацию, будет известно только ему самому. Задачей нашего проекта является разработка и коммерциализация такого устройства для спутникового мониторинга местоположения туристических групп и отдельных туристов, которое позволяло бы находить потерявшихся туристов в труднодоступных местах на территории Прибайкалья, с реализованной функцией обратной связи (специализированные организации МЧС, а также турфирмы, отвечающие за безопасность туристов должны иметь возможность определять местонахождение своих клиентов, попавших в чрезвычайные ситуации или заблудившихся) тем самым улучшалась бы безопасность отдыха туристов, кроме того, устройство должно обладать лучшими технико-экономическими характеристиками, чем аналоги. Новизной в проекте является предложение о создании устройства для спутникового мониторинга людей в качестве объектов наблюдения (до сих пор система использовалась только для навигации и мониторинга транспортных средств в целях реализации Постановления Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS») на основе обеих систем – ГЛОНАСС и американской NAVSTAR GPS. В проекте предлагается инновационный влагоустойчивый и противоударный корпус устройства (в качестве материала корпуса предлагается использование пара-арамидного (полипарафенилен-терефталамид) волокна кевлара, которое также используется при изготовлении бронежилетов, обладает высокой прочностью (в пять раз прочнее стали, предел прочности σ0= 3620 МПа)), а также оригинальный дизайн, отвечающий эргономическим требованиям. Новым в проекте также является предложение по использованию принципа обратной связи со специализированными спасательными пунктами, базами и постами МЧС, на которых (по согласованию) будет храниться информация о каждом таком устройстве (проданном туристу или взятом им в аренду на период пребывания в труднодоступной или малоизученной местности). Обеспечение безопасности туристов, в т.ч. в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций задача многофакторная. Экономические реформы и реструктуризация различных отраслей народного хозяйства России обусловили проблему обеспечения развития регионов за счет преимущественно собственных резервов. В случае Прибайкалья таким экономическим резервом является туристско-рекреационный потенциал территории: живописнейшие места, реликтовое озеро, исторические архитектурные памятники Кругобайкальской железной дороги, множество этнографических объектов, содержащие фольклерно-культурное наследие – все это создает предпосылки для развития региона за счет привлечения туристов. Обеспечение безопасности пребывания туристов на территории Прибайкалья при этом является приоритетной задачей. Актуальность поставленной проблемы (для Прибайкальского региона) была подтверждена на совещании, посвященном развитию Сибири, которое проходило под руководством председателя правительства России Владимира Путина 25.10.10 в Москве, где было принято решение о создании особой экономической зоны "Ворота Байкала". Но регион должен развиваться не только за счет денежных субсидий, но и за счет конкретных технических проектов. В рамках данного проекта, существует необходимость проведения НИОКР, направленных на поиск и расчет наиболее прочного корпуса предлагаемого устройства, с учетом существующих современных ударопрочных материалов, ввиду того, что существующие навигаторы и подобные устройства выходят из строя по причине механических повреждений в период активного развития чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера; необходимо разработать удобный, эргономичный дизайн корпуса устройства, предусматривающий возможность надежного крепления к туристическому инвентарю (ремням, рюкзакам и т.п.). Необходимо осуществить обоснованный подбор соответствующего оборудования и необходимых материалов, оценить возможность пригодности того или иного компонента оборудования (для достоверного определения текущих координат, высоты, скорости, времени по сигналам ГНСС ГЛОНАСС, GPS SBAS(WAAS,EGNOS) в системах с высокой динамикой, к которым относится человек). Научный аспект проблемы состоит в незавершенности концепций существующих разработок систем мониторинга объектов-людей. Возможность наблюдения, регистрации и анализа маршрутов туристов позволит существенно повысить безопасность туристов на территории Прибайкалья. В настоящее время для мониторинга наземных объектов из космоса используются одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации. Основой этих систем являются 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой 19 100 км. Принцип измерения в Российской системе ГЛОНАСС аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS. В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российские космические системы». Точность определения координат системой ГЛОНАСС несколько отстаёт от аналогичных показателей для GPS. В 2010 году ошибки навигационных определений ГЛОНАСС (при p=0,95) по долготе и широте составляли 4,46 - 8,38 м (в зависимости от точки приёма). В то же время ошибки GPS составляли 2,00 - 8,76 м. При совместном использовании обеих навигационных систем ошибки составляют 2,37 - 4,65 м. Согласно заявлениям главы Роскосмоса Анатолия Перминова, принимаются меры по увеличению точности системы ГЛОНАСС, в 2011 году она должна достигнуть 2,8 метров. В России навигационную аппаратуру выпускают порядка 10 предприятий («НПО Прогресс», ЗАО «КБ НАВИС», ОАО «РИРВ», ОАО «МКБ Компас», ФГУП «НИИМА Прогресс», ОАО «Российские космические системы» (ФГУП РНИИ КП), ОАО «Русские Навигационные Технологии», ООО «ТехноКом», ООО «M2M телематика», ЗАО «Микчел-ТСК» и другие). Комбинированная ГЛОНАСС/GPS аппаратура профессионального уровня изготавливается многими производителями, в том числе зарубежными фирмами Topcon, Javad, Trimble, Septentrio, Ashtech, NovAtel, SkyWave Mobile Communications. Следует отметить, что вся выпускаемая аппаратура представлена в основном так называемыми навигаторами, не обладающими необходимыми характеристиками для условий экстремальной эксплуатации (повышенная влажность, высокая/низкая температура, удары и сотрясения - выводят это оборудование из строя). Оборудование, обладающее требуемыми характеристиками, также выпускается вышеуказанными производителями, но является дорогостоящим и неприемлемым для целей мониторинга туристов (не обладает функцией обратной связи). В результате реализации предлагаемого проекта ожидается появление на рынке туристических услуг Прибайкалья устройства для спутникового мониторинга местоположения туристических групп и отдельных туристов в труднодоступных местах на территории Прибайкалья, с целью обеспечения их безопасности, которое будет обладать лучшими технико-экономическими характеристиками, чем аналоги: корпус устройства, изготовленный из пара-арамидного (полипарафенилен-терефталамид) волокна кевлара и дополнительно защищенный снаружи стеклотканью, способен выдерживать прямой удар острым краем падающего камня массой более 98 кг с высоты 10 метров (предел прочности σ0= 3620 МПа), устройство не подвержено воздействию влаги, работоспособно при нахождении непосредственно в водной среде. Материал, из которого планируется выполнить корпус, сохраняет прочность и эластичность при низких температурах, вплоть до криогенных (-196 °C), более того, при низких температурах он даже становится чуть прочнее, при нагреве - не плавится, а разлагается при сравнительно высоких температурах (430-480 °C). Температура разложения зависит от скорости нагрева и продолжительности воздействия температуры. При повышенных температурах (более 150 °C) прочность уменьшается с течением времени: например, при температуре +160 °C прочность уменьшается на 10-20 % только после 500 часов. Устройство будет выполнено в эргономичном дизайне в форме прямоугольного параллелепипеда, у которого вершины и грани радиально «спилены», размерами от 2×1×4 до 4×2×7 см (в зависимости от используемого приемовычислительного модуля, источника питания и антенного блока). Изначально в устройстве предполагается использование полнофункционального модуля ГЛОНАСС 1К-181, энергопотребление которого 0,1 Вт (поддерживаемые системы - ГЛОНАСС/GPS, а также GALILEO/COMPASS (серия NV08C)). С помощью устройства можно будет определять текущие координаты и скорость объекта-человека в реальном масштабе времени по сигналам спутниковых навигационных систем. Устройство будет работоспособно после воздействия виброускорения с амплитудой синусоидальной вибрации не более 19,6 м/с2 на частоте 25 ±5 Гц в течение 30 минут виброускорения амплитудой не более 49 м/с2 в диапазоне частот от 10 до 2000 Гц, пикового ударного ускорения амплитудой не более 196 м/с2, однократного механического удара длительностью от 5 до 15 мс, пикового ударного ускорения многократных механических ударов амплитудой не более 196 м/с2 и длительностью от 1 до 5 мс, линейного ускорения не более 98 м/с2 и изменению температур от минус 50 до 75 ºС. В сравнении с существующими аналогами размеры предлагаемого устройства будут меньше в 1,5-3 раза, что, несомненно, удобнее в эксплуатации. Разработка надежного крепления устройства к туристическому инвентарю также входит в задачи проекта. Такими устройствами планируется оснащать туристические группы на территории Прибайкалья (на правах продажи или аренды на период пребывания туристов в труднодоступной/опасной местности), услуга будет осуществляться посредством туроператоров, работающих на этой территории.


ЭНЕРГЕТИКА,ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
Информационно-измерительная система комплексного мониторинга надежности объектов энергетики.

Автор: Ченский А.Г., Висящев А.Н.

Современные предприятия электроэнергетики – сложные технологические образования, включающие в себя различное оборудование, инженерные системы, коммуникации. Износ основных фондов, дефицит энергетических мощностей и другие проблемы в энергетике приводят к необходимости решения задач повышения безопасности и надежности энергетических систем и объектов. Предлагаемая «Информационно-измерительная система комплексного мониторинга надежности энергообъектов» является первичным звеном всей системы безопасности на энергообъекте. С помощью мониторинга происходит накопление информации о системах и объектах предприятия, сохранение ее в электронном хранилище, производится реальный контроль состояния оборудования, контроль за действиями эксплуатационного персонала. Организация доступа к информации при помощи современных телекоммуникационных систем позволяет повысить эффективность управления процессами на предприятиях энергетики. Предлагаемая система мониторинга универсальна в плане адаптации к особенностям объектов исследований и широкому кругу решаемых задач, может работать в неблагоприятных погодных и производственных условиях. Задачи, решаемые в системе: - Регистрация и анализ ПКЭ (показателей качества электроэнергии). - Регистрация и анализ помех от электромагнитной эмиссии природного и техногенного характера. - Регистрация сигналов виброакустической эмиссии на объектах, изучение уровня и характера вибраций приборов АСТУ и изучение нормальных режимов акустической эмиссии оборудования (трансформаторов, генераторов и др.) с целью диагностики предаварийных состояний. - Сбор и обработка информации с датчиков различного вида для комплексного анализа проблем надежности разными методами (тензометрия, термо и видеоконтроль, давление и др.) - Запись событий происходящих на объекте по данным телеметриии и систем сигнализации. - Контроль сопротивлений ЗУ, металлосвязей, удельного сопротивления грунта. - Регистрация и изучение метеоданных (температура, влажность, давление ветра и др.) и их влияния на работу оборудования и приборов АСТУ (автоматизированные системы технологического управления). - Целевой сбор информации для решения выявленных проблемных задач энергообъекта за счет зарезервированных возможностей системы. На базе разработанной методики планируется проводить следующие виды мониторинга: 1. Мониторинг электромагнитной обстановки на объектах электроэнергетических систем и разработка мероприятий по повышению надежности работы электрооборудования, на основании которых - рассчитываются электрические и магнитные поля на линиях электропередач и оценивается их влияние на окружающую обстановку; - выполняются расчеты наведенных напряжений на отключенных линиях электропередачи, как в нормальных режимах, так и при коротких замыканиях, что позволяет разработать безопасные методы производства ремонтных работ; - оценивается электромагнитная совместимость устройств релейной защиты и автоматики в условиях электромагнитных полей. 2. Мониторинг наведённых напряжений на отключенных воздушных линиях 110, 220 и 500 кВ для обеспечения безопасности при производстве работ на линиях: - определяются величины наведенных напряжений в линиях электропередачи высокого напряжения при ударах молний, коротких замыканиях и коммутационных переключениях; - электрические расчеты выполняются в фазных координатах, что позволяет учитывать такие параметры реальных линий, как провес проводов, продольная и поперечная несимметрия фазных проводов; - проводятся расчетные исследования наведенных напряжений для линий разных классов напряжений и длин; - оценивается эффективность установки заземляющих устройств на рабочем месте для снижения наведенных напряжений до допустимых значений. 3. Мониторинг причин повышенной повреждаемости линий электропередачи 110, 220 и 500 кВ и разработка эффективных методов определения места повреждения линий для сокращения сроков их ремонта. Определение места повреждения на протяженных линиях электропередачи высокого напряжения - это повседневная оперативная задача диспетчерских служб электрических сетей, являющаяся наиболее сложной, а часто, и наиболее длительной технологической операцией по восстановлению поврежденного элемента сети. От быстрого ремонта поврежденных линий существенно зависят технико-экономические показатели электроснабжения потребителя. Данный вид мониторинга позволяет быстро и точно определить место повреждения на воздушных линиях, отключение которых связано с обесточиванием или ограничением отпуска электроэнергии потребителям и с общим понижением надежности функционирования электрической системы (например, отключение системообразующих линий). Новизна предлагаемой «Информационно-измерительной системы комплексного мониторинга надежности энергообъектов» состоит в комплексном подходе к сбору информации об энергообъекте, представлении информации о текущем состоянии объектов, сохранении всей информации с возможностью использования данных в прогнозе событий и предотвращению аварийных ситуаций. По своей направленности и комплексному подходу к решению вопросов надежности работы различного оборудования, аналогов этой системы нет. Система универсальна в плане адаптации к особенностям объектов исследований и широкому кругу решаемых задач, может работать в неблагоприятных погодных и производственных условиях, обладает возможностями удобной коммуникационной связи по Internet- сетям и др. каналам передачи данных. Система дистанционного мониторинга основана на базе впервые разработанной уникальной методики и программном комплексе по расчету долевых вкладов в искажение напряжения, вносимых потребителями электрической энергии. Методика позволяет рассчитывать: несимметричные и несинусоидальные режимы в детерминированной и вероятностной постановках; значения показателей качества электроэнергии при несимметрии и несинусоидальности для сравнения с допустимыми значениями по ГОСТ 13109-97; параметры симметрокомпенсирующих устройств; параметры фильтров снижения несинусоидальности напряжения. В методике используются принципы расчета режимов электрических систем в фазных координатах (наряду с традиционными методами расчета в симметричных координатах), что позволяет анализировать любые по сложности аварийные режимы, в том числе многократные короткие замыкания, сочетание короткого замыкания с обрывом фаз, короткие замыкания между проводами различного напряжения и др. Обеспечение надежности и безопасности объектов энергетики задача многофакторная. Экономические реформы и реструктуризация энергетики России обострили проблему обеспечения энергетической безопасности, являющейся одним из главных факторов национальной энергетической политики. Научный аспект проблемы состоит в незавершенности разработки концепции целостной системы мониторинга, анализа, планирования и реализации управления состоянием энергетических объектов, контроля и надзора. Необходимость проведения системных мероприятий по диагностике и мониторингу ярко проиллюстрировала авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Систематическое наблюдение, регистрация, краткосрочное прогнозирование и анализ процессов на энергетическом объекте позволит существенно повысить надежность предоставления электроэнергии потребителям. Современные методы и инструментальные средства позволяют организовать контроль состояния на высоком уровне. Используя комплексную информацию об объекте, возможно контролировать реальное состояние критического оборудования и предупреждать аварийные ситуации, а также определять техническую политику в обслуживании и необходимость применения тех или иных средств диагностики.


ГЕОЭКОЛОГИЯ
Геоэкологические процессы и явления на Кругобайкальской железной дороге


Автор: Захарова Е.С.

Серьёзнейшей проблемой на Кругобайкалке являлись и являются до сих пор частые обвалы и селевые потоки. Ещё во время проведения изысканий инженеры отмечали сильную выветрелость горных пород и наблюдавшиеся многочисленные осыпи. Массовая подрезка косогоров и крутых склонов, спускавшихся к озеру, во время строительства дороги спровоцировала катастрофическую активизацию геодинамических процессов. Серьёзные обвалы случались во время строительства дороги, в частности, у тоннеля № 5 в апреле 1904 года произошёл обвал объёмом около 3000 м³, за месяц до окончания строительства в тоннеле № 9 произошёл обвал объёмом около 1000 м³, повредивший кладку тоннеля. Результаты дальнейших исследований горных пород, лежащих вдоль дороги, показали, что они оказались не столь устойчивыми, как предполагалось при первоначальных изысканиях. Мало того, выполнение работ, связанных со строительством железной дороги (в особенности — с применением взрывчатых веществ), привело к образованию многочисленных трещин в толще скал. Были сделаны выводы о необходимости расширения строительства подпорных стенок, срезки косогоров и других мер. В ряде мест пришлось обходить опасные участки новыми тоннелями. Тем не менее, несмотря на высокую активность по предотвращению опасных природных явлений, обвалы являлись крайне частым и опасным явлением на Кругобайкалке, зачастую приводя к крушениям и многодневным перерывам в работе дороги. Так, например, в начале апреля 1913 года у тоннеля № 16 с Иркутской стороны произошёл обвал в 4000 м³ породы, в результате движение поездов было прервано на десять суток. В апреле 1929 года в результате землетрясения на 143 км дороги произошёл сдвиг скального массива, который затем обрушился с высоты 200 м. Обвалившаяся порода разбила подпорную стенку и повредила оба пути (отдельные глыбы достигали размера 30 м³, их убирали взрывом). Задержка движения в результате обвала достигла 12 часов. В 1937 году глыба диаметром около четырёх метров упала на вагон проходившего по КБЖД поезда, пробила крышу и пол и вызвала крушение состава. В 1936 году с целью обеспечения безопасности движения была образована Маритуйская дистанция пути, работники которой обслуживали один из сложнейших в стране участков железной дороги. В 1939 году на Восточно-Сибирской железной дороге образована Путевая машинная станция, занимавшаяся противообвальными работами (в её состав даже входили скалолазы). Срезка опасных склонов и уборка одиночных глыб продолжалась на протяжении многих лет, но интенсивное разрушение склонов продолжалось и продолжается по сей день: в мае 1941 года на 87 км дороги глыба в 8 м³, сорвавшись с высоты 30 метров, опрокинула идущий поезд вместе с паровозом в озеро, и он оказался в Байкале вверх колёсами. Этой каменной глыбой, ставшей своеобразной достопримечательностью, до сих пор придавлены некоторые детали вагона. 27 сентября 1948 года на 104 км дороги произошло обрушение скального массива (100 м в длину и 35 метров в высоту) общим объёмом около 20 тысяч м³, в результате чего движение отсутствовало четверо суток. В 1982 году произошёл обвал объёмом в 900 м³, движение остановилось на неделю. В 1991 году обвалом объёмом около 700 м³ завален вход в тоннель на 140 км КБЖД. Среди других природных явлений, оказывавших негативное влияние на безопасность движения на КБЖД, следует отметить селевые потоки и паводки. Наибольшую активность в этом отношении проявляла река Слюдянка, впадающая в Байкал вблизи одноимённой станции. Катастрофические последствия носил селевой поток на этой реке, случившийся 29 июня 1934 года, смывший несколько жилых домов и занёсший станцию толстым слоем ила и песка. В 1960 году селевой поток на Слюдянке вновь замыл железнодорожные пути, разрушил ряд дамб. Мощные ливни в 1971 году вызвали сильнейшие селевые паводки, что привело к разрушению ряда мостов и порталов тоннелей, а также строения пути на КБЖД (перерыв в движении составил почти неделю). Также опасным следует признать необычное природное явление, регистрируемое на юге Байкала: нанос льда иногда вызывает многометровое нагромождение ледяных глыб на берегу, что приводило к заваливанию льдом путей железной дороги. Только за 16 лет с 1932 по 1947 годы произошёл 721 обвал, из них 502 без последствий для железной дороги, 201 с закрытием перегона и нарушением верхнего строения пути, 18 из них повлекли крушение поезда и разрушение земляного полотна. По данным инженерной службы Восточно-Сибирской железной дороги, всего с 1930 по 1984 годы отмечены около 1200 обвалов и селевых явлений, помимо этого, зафиксировано около 500 случаев падения отдельных камней, вызвавших повреждение пути и подвижного состава. Строительство многочисленных инженерных сооружений сильно изменило ландшафт огромной части Байкальского региона. Во время сооружения только первого пути и только на западном участке КБЖД построено 522 искусственных сооружений (тоннели, отдельно стоящие галереи, мосты, подпорные стенки). Теперь 94 км делим на 522 и получаем, что в среднем практически через каждые 180 метров стояло искусственное сооружение. Если речь вести вообще об инженерных сооружениях, то к выше названной цифре следует еще прибавить линейные сооружения [4]. Незначительные островки почти нетронутых мест можно найти лишь на некоторых мысах, прорезанных тоннелями. Правда, и эти участки, хотя и не испытавшие масштабного антропогенного воздействия, все равно некоторым образом претерпели изменение в результате изыскательской и строительной деятельности (вырубка леса, пробивка тропы и шурфов, бурение скважин, разведка и добыча камня) [4]. Вот как эти изменения описывает А.В. Хобта: «искусственная скальная полка для рельсового пути “вырезана” в крупном рельефообразующем элементе западного участка - неотектоническом разломе, более известным под названием Обручевского сброса. Местами отвесные каменные стены практически лишены растительности и образуют скально-обрывистые ландшафты. Лишь отдельные виды трав, одиночные деревья и кустарники приспособились к жизни на карнизах. Нередко подножия скал образованы осыпями, показывающими продолжающиеся активные динамические процессы, которые, в свою очередь, постоянно меняют окрестности». В настоящее время некоторых ученых озадачило влияние массовых туристических маршрутов на экологическую среду этого региона: содержание и эксплуатация инженерных сооружений, отработанные нефтепродукты от тепловозов, оксиды углерода, серы, сажа, источником которых являются туристические паровозы, да и сами туристы определенно вносят некоторый диссонанс в экосистему региона. Антропогенное воздействие на Байкальские ландшафты длится уже более 100 лет. За это время девственная природа подверглась значительным изменениям, которые привели к усилению таких гравитационных процессов как обвалы и сели, которые не прекращались с 1913 года. Такие глобальные изменения в ландшафте – искусственное изменение рельефа местности никогда не компенсируется естественным возобновлением, тем более, в условиях постоянной эксплуатации и текущего содержания всех инженерных сооружений, расположенных на территории. Поэтому, следует приложить все усилия для того, чтобы решить проблему гармонизации стратегии ОАО «РЖД» в отношении КБЖД – уникального инженерного сооружения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вернадский В.И. Биосфера. М.: Мысль, 1967. 376 с.

2. Ферсман А. Е. Геохимия. ОНТИ. Л., 1934. 354 с.

3. Шварц С.С. Проблемы экологии человека//Вопросы философии. 1974. № 9.С. 7-21.

4. Хобта А.В. Журнал "Земля иркутская", № 2, 2002 г.

5. Лопухина Т. «Понятия, характеризующие рекреацию» http://www.archipelag.ru/authors/lopuhina/?library=1156

6. Тикунов В.С., Красовская Т.М., Сатаев Р.Р. «Методика создания карт оценки рекреационного потенциала с использованием ГИС-технологий» http://www.dataplus.ru/Industries/13Ecolog/mapmetod.htm

7. Коновалова Н.В., Капралов Е.Г. Введение в ГИС. Учебное пособие. Изд-е 2-е исправленное и дополненное. М.: 1997, - 160 с.


ОХРАНА ТРУДА

Охрана труда и регулирование правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве.


Автор: Гойдин С.А.

За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда (или непосредственно связанных с охраной труда) в стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций. В том числе определены содержание прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, а также круг обязанностей работодателей. Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах. Так, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Тем не менее, состояние охраны труда во многих производственных организациях продолжает оставаться неблагополучным. По выборочным данным Госкомстата России в 2010 г. численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составила 27,7% от числа обследованных. Как свидетельствуют многочисленные наблюдения, нарушение требований охраны труда происходит в основном по вине представителей администрации. Многие из них имеют весьма слабое представление о своих обязанностях в области охраны труда работников, несмотря на то, что за нарушение указанных обязанностей на них возлагается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность. Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы данной статьи, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны труда, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику. Степень научной разработанности проблемы. Понятие охраны труда широко используется в юридической науке и правоприменительной практике. Отдельные стороны проблемы охраны труда неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты охраны труда и проблем, связанных с несчастными случаями на производстве в последнее разрабатывали такие ученые, как Коршунов Е.Н., Кухаренко А.Ю., Куренной А.М., Соловьев А., Фролов О., Смык О., и другие. Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Целью представленной статьи выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве, проведенный по следующим направления: - всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда; - рассмотрение проблем применения права в области обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве в Российской Федерации. В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи: - выявить тенденции развития норм об охране труда; - определить содержание и признаки охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как правового института; - проанализировать законодательство Российской Федерации в сфере охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве, судебную и административную практику; - определить роль судебных органов в решении вопросов, связанных с обозначенной темой. Объект и предмет исследования определяются тематикой статьи, ее целью и задачами. Объектом научного анализа настоящей статьи являются охрана труда и регулирование правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как теоретические категории и как правовое явление социальной действительности. Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики. Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права. Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты охраны труда и регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве в рамках цели и задач исследования. Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы охраны труда, законы субъектов РФ, положения международных договоров. Судебная практика представлена решениями федеральных судов. Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа охраны труда и регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве. Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, были определены ст. 37 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», (в дальнейшем – Основы). При подготовке Трудового кодекса Российской Федерации (в дальнейшем – ТК РФ) в его раздел X «Охрана труда» практически без изменений были включены статьи 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 Основ, которые и образовали значительную часть правовых норм ТК РФ в области охраны труда, изложенные соответственно в его статьях 209, 211, 210, 219, 220, 216, 217, 218, 212, 214, 215, 221, 225, 226. Нормы и правила по охране труда содержатся не только в разделе Х «Охрана труда» ТК РФ, но также в его главе 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» и т.д. Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и т.п. При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами – ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти. Для целей законодательства об охране труда используются (ст. 209 ТК РФ) следующие основные понятия: – охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; – условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; – вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; – опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме; – безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; Согласно ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти. Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ. Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий. Полномочия исполнительных органов государственной власти по управлению охраной труда регламентируются статьями 5 и 6 Основ, а органов местного самоуправления – их статьей 7. К полномочиям федеральных органов государственной власти законом отнесено правовое обеспечение и организация на этой основе проведения единой государственной политики в области охраны труда. Это достигается, во-первых, путем разработки и доведения до соответствующих исполнительных органов законов и нормативных правовых актов, применение которых обеспечивает соблюдение требований государственной политики в области охраны труда нижестоящими органами государственной и муниципальной власти, специализированными на охране труда организациями и учреждениями, непосредственно предприятиями и организациями. Во-вторых, проведение единой государственной политики в области охраны труда достигается за счет обеспечения взаимодействия вышеуказанных органов между собой, а также с профсоюзами, иными представительными органами работников. В-третьих, проведение единой государственной политики в области охраны труда обеспечивается финансовыми ресурсами за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов РФ управляют охраной труда в границах своих территорий. Исходя из своих потребностей, они принимают законодательные и иные нормативные правовые акты в области охраны труда, которые дополняют соответствующие федеральные акты. Таким образом, на этих территориях применяются, действуя параллельно или дополняя друг друга, как федеральные, так и местные нормативные правовые акты. Органы государственной власти субъектов РФ также осуществляют расходы на охрану труда за счет средств своих бюджетов. Определяя полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны труда, необходимо также руководствоваться положениями упомянутой выше ст. 6 ТК РФ. Государственное управление охраной труда на территории Иркутской области осуществляется: а) федеральными органами исполнительной власти в области охраны труда; б) Советом администрации края непосредственно или по его поручению органом исполнительной власти края, ведающим вопросами охраны труда. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Красноярского края и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов. С целью организации согласованных действий по реализации государственной политики в области охраны труда на территории края создается краевой межведомственный координационный совет по охране труда (далее – совет). Замечу, в связи с изложенным, что цель работы службы охраны труда определяется интересами работников. Поэтому профком заинтересован в ее успешной деятельности, чему он может реально содействовать. Исходя из этого, в Положении о службе целесообразно записать, что она осуществляет свою деятельность, в том числе, во взаимодействии с выборным профсоюзным органом организации. Формы такого взаимодействия определяют служба и профком в ходе совместной работы, исходя из ее конкретных направлений. Желательно также, чтобы профком принимал участие в планировании работы службы. В Рекомендациях приводятся: основные задачи службы, ее функции, права работников службы и т.д. Вместе с тем, в преамбуле Рекомендаций определено, что на их основе в организациях разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм. В Гражданском кодексе РФ не дается определение понятия «организационно-правовая форма», но приводится перечень юридических лиц, обладающих различными организационно-правовыми формами: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.д. Маловероятно, чтобы та или иная организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта как-то влияла на положение о службе охраны труда. Трудовое законодательство в равной мере распространяется на работодателей и работников, независимо от того, какой организационно-правовой формой обладает работодатель. Если же последняя как-то влияет на содержание Положения о службе охраны труда, то это следовало прокомментировать в тексте Рекомендаций. Неточность, вкравшуюся в текст, драматизировать не следует. Важно другое: каждая организация, осуществляющая производственную деятельность, в которой создана (создается) служба охраны труда, должна разработать и утвердить соответствующее Положение.


РS: ждите следующих публикаций
Сайт управляется системой uCoz